Интервью

« Назад

Таможенные будни (часть 2)
  01.03.2015 03:19

О работе Благовещенской таможни за последние несколько лет
нам рассказал ее начальник Михаил Владимирович Сорокин

Окончание. Начало в № 1.

– Не секрет, что товары, перевозимые якобы для личного пользования, зачастую идут к предпринимателям. Отсюда и теневая экономика, недоплата налогов в бюджет. Что предпринимают сотрудники таможни в случае возникновения сомнений в принадлежности товара? Есть какая-то статистика на этот счет?
– Эта тема для Благовещенска не нова. Неспроста же у нас поставлен памятник «челноку», многие люди в 90-е выживали за счет этого, да и сейчас еще существуют попытки ввоза через некоммерческий оборот коммерческих партий товара под видом «вещей для собственных нужд».
Россия вступила в Таможенный союз, законодательство других стран Таможенного союза несколько отличается от российского. Например, у нас сегодня нет понятия «коммерческая партия».
В российском таможенном законодательстве есть два параметра – стоимостной и весовой: это 1,5 тысячи евро и не более 50 килограммов. Остальное – на усмотрение инспектора таможни. Люди, которые этим занимаются, приспосабливаются к ситуации, партия дробится. «Челноки» сейчас не везут по 50 пар обуви, везут по три разного наименования и консолидируют товар уже за пределами таможни, поэтому это трудно выявить и привязать к какому-то конкретному лицу.

Тем не менее такая работа проводится, применяется система управления рисками, анализируется частота перемещения лиц, ведется база данных. Если некий Иванов съездил за месяц 20 раз в Китай, привозя каждый раз по три пары обуви, это попадает в базу и дает повод присмотреться к такому «скороходу». Частота перемещения срабатывает, предлагается заплатить сверх нормативного критерия как за коммерческую партию – или доказать, что это некоммерческая партия. Но, как правило, назавтра он приносит фотографии всей своей большой семьи и объясняет, что это вещи для всех родственников. Доказать обратное не всегда представляется возможным. Можно привести пример: перед 8 Марта женщина везла 50 флаконов духов, но она принесла фото хора из 50 женщин, объяснила, мол, в хоре пою, всем подарки привезла.

Тем не менее есть задержания коммерческих партий, в большинстве их обжалуют, но есть и выигранные дела в суде.

Также имеется проблема ангажированности некоторых инспекторов. Мы с этим небезуспешно боремся, есть и судебные дела. Когда нет доказательств, проводим рокировку кадров. Есть несколько факторов, которые влияют на эту ситуацию. Через пункт пропуска «Благовещенск – Хэйхэ» за год перемещается больше физических лиц, чем во всем остальном Дальневосточном регионе: в 2010 – 2011 годах – до 1 млн человек за год, в 2014 году – 937 тысяч. Падение по отношению к 2013 году составляет 6,7%. В целом количество российских граждан, пересекающих таможню, на 13% снизилось, а китайских – на 7,7% увеличилось.
У россиян пропадает интерес к заречному шопингу. Понятно, что и курс доллара повлиял, но это тенденция не нынешней осени, она сформировалась давно. В какой-то степени насытился рынок, возрос интерес к более качественному товару. Сейчас «челночный» бизнес уходит уже не в товары народного потребления, а, скажем, в запчасти.

У нас на Новый год впервые в этом году проходило в день всего по 1,5 тысячи человек, в то время как раньше в этот период проходило по 4 – 5 тысяч.

– В последнее время бурно развивается интернет-торговля. Многие покупают товары в интернет-магазинах, в том числе иностранных. На сколько увеличился объем декларирования экспресс-грузов и международных почтовых отправлений в регионе деятельности Благовещенской таможни? Были ли случаи перемещения физическими лицами товаров, приобретаемых в интернет-магазинах, в интересах третьих лиц под видом товаров, приобретаемых для личного пользования?

— Интересный вопрос. Сразу скажу, экспресс-грузы и международные почтовые отправления (МПО) – это две разные категории. Первых в Благовещенске нет вообще. Cейчас проводится эксперимент по возможности декларирования экспресс-грузов по аналогии с почтовыми отправлениями, только перевозит их не «Почта России», а транспортные компании. Но Благовещенск в этот эксперимент пока не вошел.
Если говорить о МПО, то здесь у нас тоже тенденция к росту объемов. У Благовещенской таможни есть полномочия совместно с «Почтой России» по оформлению международных почтовых отправлений. С 2009 года количество МПО у нас выросло в 40 раз, если сравнивать с прошлым годом – почти в 3 раза. Этот рост продолжается, и его основная причина – интерес к интернет-торговле, это общемировой тренд.

В 2014 году мы оформили порядка 40 тысяч МПО. Интересная цифра: из них отправителями в 0,5% случаев явились граждане КНР, 0,4% – граждане РФ, 99,1% – интернет-магазин «Таобао».

Получатели: Благовещенск – 0,1%, область – 0,1%, 99,8% – иные регионы РФ. Другими словами, это все идет через нашу таможню, но направляется в другие регионы. Раньше такими пунктами были Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, но там в последние годы скапливалось большое количество почты, особенно в праздники.
Благовещенская таможня получила такое право буквально несколько лет назад. Подготовилась почта, подготовилась таможня, были оборудованы специальные помещения для оформления. Если говорить о коммерческих партиях, то на этом направлении со 100% гарантией могу сказать, что таких явлений нет. Мы также делаем анализ и по получателям, и по количеству отправок, попадаются, на наш взгляд, возможные коммерческие партии, но здесь проблема в том, чтобы провести таможенный контроль, опросить получателей, а они в большинстве своем находятся в других районах РФ. При возникновении обоснованных сомнений мы делегируем полномочия другому таможенному органу, в регионе деятельности которого находится получатель, и там происходит выпуск отправления.
Таких посылок с подозрением на коммерческую партию в 2014 году было 8,2%, а именно 3246 единиц. Из них около трети вернулось в Китай, люди отказались оформлять коммерческую партию, остальные заплатили пошлину за коммерческую партию.

Если говорить о техническом контроле, у нас используется серьезное оборудование. Это «Янтарь», который проверяет отправления на радиоактивность, сканер, на котором 100% МПО проходят контроль, в том числе на предмет пересылки оружия и боеприпасов. Кинологи с собаками работают по 100% отправлений.

 



banner_bot