Интервью

« Назад

Таможенные будни (часть 1)
  11.02.2015 06:13

О работе Благовещенской таможни за последние
несколько лет нам рассказал ее начальник
Михаил Сорокин


— Михаил Владимирович, что можно сказать о динамике внешней торговли в регионе деятельности Благовещенской таможни за последние 5 лет: уменьшение, увеличение, отсутствие изменений?
– В 2014 году по сравнению с 2009 годом объемы внешней торговли в регионе деятельности таможни выросли в несколько раз. Наибольшие объемы перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу приходятся на 2012 год. Если рассматривать результаты внешнеторговой деятельности в разные годы, а также факторы и условия, которые влияли на динамику, то прежде всего следует отметить применение таможенными органами современных таможенных технологий и технических средств в таможенном оформлении и таможенном контроле, реализацию мер по осуществлению таможенных операций, предоставлению таможенных услуг, таможенного администрирования в местах, приближенных к государственной границе. В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, до 2020 года проведена большая организаторская работа по внедрению в таможенное производство электронного декларирования с использованием сети интернет. Благовещенский таможенный пост сменил дислокацию вместе с функциональными отделами и расположился непосредственно вблизи международного приграничного пункта пропуска «Благовещенск – Хэйхэ» на территории ЗАО «Торговый порт Благовещенск» и складов временного хранения (СВХ). В последующем, в 2011 году, территорию порта, включая всю околотаможенную инфраструктуру, ввели в состав созданного первого на Дальнем Востоке таможенно-логистического терминала (ТЛТ) «Благовещенск». Предназначение терминала заключается в том, что все оформление и хранение товаров производится в одном месте, исключён транзит товаров. Была упрощена логистика, увеличилась скорость оформления, склады для временного хранения товаров сконцентрировались в одном месте. Не стало очередей по декларированию. Более 5% товаров проходят таможенное оформление без помещения на СВХ. Создание этого терминала позволило сократить затраты времени, материальных средств участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сделать привлекательным участие во внешней торговле. Это позволило увеличить товарооборот.

Кроме этого, важным внешним фактором увеличения объёмов ввоза товаров в 2012 году стал ввоз строительной техники из Китая. В стране шли большие стройки, такие как олимпийские объекты в Сочи, автодорога Москва - Санкт-Петербург, много велось строек на Дальнем Востоке к саммиту АТЭС. Через международный пункт пропуска «Хэйхэ - Благовещенск» ввозилась большая часть строительной техники для всей страны. Значительное её количество направлялось в западные территории России. Большие объемы товаров, как в грузовом, так и в стоимостном товарообороте, позволили осуществить сбор таможенных платежей и их перечисление в бюджет страны в сумме более 7,1 миллиарда рублей. Поэтому 2012 год был самым успешным за пять последних лет.
2013 год — год наводнения. Это стихийное бедствие очень сильно повлияло не только на работу таможенников Приамурья, но и на работу наших коллег с другой стороны Амура. Они пострадали больше, чем мы. Наша инфраструктура не пострадала, но практически в течение всей осени 2013 года внешнеторговый товарооборот был на нуле.

2014 год — это некоторое возрождение после паводка. В начале года наблюдалось увеличение объемов, однако во второй половине года в результате ухудшения экономической обстановки, которое нашло отражение прежде всего в росте курсов иностранных валют по отношению к рублю, товарооборот снизился. Рост курсов валют привел к увеличению таможенной стоимости ввозимых товаров, выраженной в рублях. Импортируя товары по ранее заключенным контрактам, бизнес был вынужден в рублях платить больше, чем планировалось изначально, выросла себестоимость импорта, что и привело в результате к снижению товарооборота.
Несмотря на эти негативные явления, вызванные изменением макроэкономической ситуации, среди наших достижений в дополнение к уже упомянутому таможенно-логистическому терминалу следует отметить внедрение таких прогрессивных технологий таможенного оформления, как предварительное информирование о прибытии товаров на таможенную территорию автомобильным транспортом, удалённый выпуск товаров, принятие предварительных деклараций, поданных в автоматическом режиме, электронный документооборот складов временного хранения и таможенных органов.
Уникальное географическое положение нашего региона будет способствовать восстановлению в конечном итоге роста внешнеторгового товарооборота.

— Какие наиболее типичные нарушения допускаются участниками ВЭД? Что, на ваш взгляд, является причиной? Какие меры принимаются таможенными органами?
— В грузовом внешнеторговом обороте на сегодняшний день самое серьезное нарушение и самая большая проблема – и с точки зрения пополнения федерального бюджета, и с точки зрения взаимоотношений с бизнесом, и с точки зрения таможенного контроля - это занижение таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость - это база налогообложения, на основании которой высчитываются таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость и перечисляются в федеральный бюджет. Поэтому некоторые недобросовестные предприниматели занижают таможенную стоимость товара, как правило, уменьшая контрактные цены. Сегодня государственная политика направлена на либерализацию взаимоотношений государственных органов, таможни и бизнеса, на упрощение таможенных процедур, ускорение таможенного оформления, применение гибких форм таможенного контроля.
Сегодня правила игры таковы, что участник ВЭД вправе представить в таможенный орган любой документ, и если последний не доказал того, что этот документ не подлинный, оснований по невыпуску товара у нас нет. В результате многие участники ВЭД пользуются такими правилами и занижают таможенную стоимость, стремясь уменьшить сумму таможенных платежей. Нам известны контракты, в которых стоимость товаров занижена в тысячи раз. Это сейчас самая серьезная проблема не только в Благовещенске и не только на Дальнем Востоке. Подобные проблемы существуют и на внутреннем рынке, платить налоги никто не любит.

Кроме того, есть проблемы, связанные с подтверждением соответствия ввозимой продукции требованиям технических регламентов. Прежде всего, это несоответствие колесной спецтехники требованиям класса «Евро-4», «Евро-5», попытки представления недействительных сертификатов.

Контрабандных процессов у нас практически нет, присутствует небольшое количество дериватов, которые вывозятся сокрытым способом, но это достаточно редкое правонарушение, наказываемое в уголовном порядке.
Продолжение в следующем номере.

 

 



banner_bot