Интервью

« Назад

Руководитель Амурского УФАС Александр ДЕГОДЬЕВ: «Проводимая реформа повысит эффективность работы ФАС и ослабит административное давление на бизнес»
  01.05.2016 04:52

– Александр Сергеевич, подводя итоги 2015 года, скажите, каковы на сегодняшний день основные задачи и рычаги антимонопольного регулирования?

– 2015 год ознаменовался 25-летием антимонопольного регулирования в России. За четверть века и антимонопольное ведомство, и законодательная база претерпели значительные изменения. И сегодня, в связи с передачей ФАС России надзорных функций в области госооборонзаказа и тарифного регулирования, мы уже говорим о синергии полномочий антимонопольного ведомства, выступающего на современном этапе как макрорегулятор. Об этом 1 марта 2016 года на итоговом расширенном совещании сказал глава ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев. Руководитель ведомства в своем выступлении подчеркнул, что в условиях сжимающегося рынка подходы ФАС России и ее территориальных органов должны измениться. Речь, прежде всего, идёт о новой тарифной политике. Кроме того, Игорь Артемьев призвал нас активнее использовать институты предупреждения и предостережения, охотнее идти на мировые соглашения с компаниями, признавшими свою вину, сосредоточиться на качестве, а не на количестве дел и не возбуждать дела в отношении компаний малого бизнеса.  

– Пятого января 2016 года вступил в силу четвёртый антимонопольный пакет, предусматривающий ряд существенных изменений в Федеральном законе «О защите конкуренции» и в отдельных законодательных актах Российской Федерации. О каких изменениях идёт речь?

– В целом эта реформа призвана повысить эффективность работы ФАС России и ослабить административное давление на бизнес. Значительно расширена сфера применения таких институтов, как предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции. Также законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. В новой редакции Закон «О защите конкуренции» предусматривает повышение ответственности должностных лиц органов власти за действия, связанные с ограничением или устранением конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация. Вместе с тем должностные лица органов власти пополнили перечень лиц, которым может быть направлено предостережение. Ещё одно из существенных изменений: из статьи 5 Закона «О защите конкуренции» исключена часть о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов, кроме случаев коллективного доминирования. Что касается реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов, то с 5 января 2016 года он отменён. В планах по дальнейшей модернизации антимонопольного законодательства – смена тарифного регулирования, упразднение Закона «О естественных монополиях», внедрение «параллельного импорта» и системы коллективных исков. Все эти задачи станут основой для будущего пятого антимонопольного пакета. 

– Изменятся ли полномочия и в целом работа территориальных органов в связи с нововведениями?

– В соответствии с возложенными на территориальные органы полномочиями управление осуществляет деятельность по трём основным направлениям: контроль в сфере закупок, контроль соблюдения рекламного законодательства и антимонопольное регулирование. Полномочия существенных изменений не претерпели. Изменения затронули порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Появился институт предварительного заключения об обстоятельствах дела, с которым стороны знакомятся до вынесения решения по делу. Это «свое-образный вызов для ФАС России», так как ответчик имеет полное право представить в антимонопольный орган возражения и доказательства, опровергающие выводы комиссии. Изменения затронули и процедуры, связанные с выдачей предупреждений. Как я уже сказал, теперь институт предупреждения распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию, и обязанность антимонопольного органа – возбуждать в течение десяти дней дело, если предупреждение не исполнено. Стоит отметить, что ряд обращений физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, будут теперь перенаправляться в Роспотребнадзор. Речь идёт об отдельных фактах, не затрагивающих интересы неограниченного круга лиц.

– С какими нарушениями антимонопольного законодательства чаще всего приходится сталкиваться в вашей работе?

– В 2015 году нами было рассмотрено 305 заявлений по признакам нарушения требований Закона «О защите конкуренции» (в 2014 году – 377). По результатам рассмотрения заявлений возбуждено 62 дела (в 2014 году – 70). Если говорить о составе правонарушений, то в большинстве это «злоупотребление доминирующим положением», «ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти» и «недобросовестная конкуренция». Для устранения нарушений выдано 39 предписаний, а также 17 предупреждений, позволяющих добровольно прекратить нарушение без применения мер административной ответственности. К административной ответственности привлекались должностные лица органов местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, в том числе относящиеся к субъектам естественных монополий. По вынесенным постановлениям взыскано штрафов на сумму свыше 6 миллионов рублей.  

– Вы отметили в качестве нарушителей должностных лиц муниципальных органов власти. О каких нарушениях с их стороны идёт речь?

– Речь идет о нарушениях статьи 15 Закона «О защите конкуренции», налагающей запрет на антиконкурентные акты и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Факты нарушений затронули следующие рынки: аренда недвижимого имущества, в том числе объектов тепло- и водоснабжения, услуги по управлению многоквартирными домами и техническому обслуживанию, электроснабжение, строительный комплекс, рекламная деятельность, похоронные услуги, деятельность поисковых аварийно-спасательных формирований, топографо-геодезическая, картографическая и кадастровая деятельность. 

– В какой отрасли экономики чаще всего проявляется недобросовестная конкуренция?

– В Амурской области – это страхование и управление жилым фондом. Если же рассматривать проблему в целом, то недобросовестной конкуренции могут быть подвержены разные сегменты экономики. Как пример – дело в отношении ООО «Инфосервис» (служба заказа такси Maxim) по факту осуществления пассажирских перевозок с нарушением требований законодательства. Обществу было выдано предписание прекратить недобросовестную конкуренцию путем обеспечения перевозок легковым такси лицами, имеющими на то соответствующее разрешение.

– Штрафные санкции за нарушения антимонопольного законодательства весьма внушительные и исчисляются порой десятками, а то и сотнями миллионов рублей. Недавний пример – «Росгосстрах»: 30 миллионов рублей штрафа. Часто ли вам приходится отстаивать свои позиции в судах?

– Практически каждое второе решение по делам о нарушениях антимонопольного законодательства обжалуется в судах разных инстанций. Действительно, если речь идёт о штрафных санкциях, то, как говорится, бьются до последнего. Вместе с тем практика показывает единичные случаи оспаривания решений антимонопольного органа. В большинстве же случаев суды поддерживают нашу позицию. Яркое подтверждение тому – постановление о наложении 30-миллионного штрафа на «Росгосстрах» признано законным и Арбитражным судом Амурской области, и шестым Арбитражным апелляционным судом. 

– Пристальное внимание со стороны правоохранительных органов и общественности к госзакупкам. Много ли жалоб поступает в ваше ведомство по этому направлению? И каковы основные нарушения в этой сфере?

– Закупочная деятельность заказчиков ведется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц». В рамках исполнения полномочий по контролю в сфере закупок Амурским управлением проверено 840 закупочных процедур. Установлено, что каждая третья из проверенных закупок размещена с нарушением закона. Выявлено неэффективное расходование бюджетных средств при размещении 265 закупок. Для устранения нарушений выдано 96 предписаний, 95 из них исполнены. В отношении должностных лиц заказчиков и контрактных управляющих, виновных в нарушениях законов, возбуждено более 100 дел об административных правонарушениях, 76 должностных лиц привлечены к административной ответственности. На виновных наложено свыше 1,3 миллиона рублей штрафов. Четыре материала направлены в правоохранительные органы для установления в действиях должностных лиц заказчиков состава уголовного преступления. По-прежнему наиболее уязвимыми для нарушений являются сфера строительства и ремонта, включая дорожные, сфера здравоохранения и сфера содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства городских округов и поселений.   

– Как вы оцениваете законодательство о контрактной системе? Требует ли оно усовершенствования?

– Нормы законодательства о контрактной системе действительно небезупречны, и очевидно, что законодательство будет меняться, совершенствоваться и максимально приближаться к тем целевым установкам, которые поставлены законодателем при их разработке. Но уже сегодня мы видим, что неукоснительное соблюдение требований законодательства о закупках, максимальная ясность, полнота информации, своевременность действий всех участников закупочного процесса позволяют добиться наилучшего результата и избежать отмены закупки по предписанию антимонопольного органа и административной ответственности за его нарушение. – Осуществляете ли вы контроль за расходованием бюджетных средств, направленных на строительство космодрома «Восточный»? – С начала строительства космодрома «Восточный» градостроительная деятельность генерального подрядчика ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России является объектом пристального внимания правоохранительных и контролирующих органов. Одним из направлений контроля является проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд строительства космодрома «Восточный». При прокуратуре Амурской области создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по обеспечению законности при строительстве космодрома «Восточный», в которую вошли и специалисты нашего управления. В ходе проведенных совместных с правоохранительными органами проверочных мероприятий в действиях субподрядных организаций, привлеченных ФГУП «Спецстройтехнологии» к строительству космодрома, выявлены нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По фактам выявленных нарушений возбуждено административное производство. 

– Судя по информации, заявлений заказчиков о недобросовестных поставщиках немало. Если говорить о динамике, то как обстоят дела в Амурской области? Повлиял ли на этот процесс кризис?

– Не только заказчики и закупочные комиссии нарушали в прошедшем году Закон о контрактной системе. Недобросовестно вели себя и участники закупок, уклоняясь от заключения контракта, а также поставщики и подрядчики, нарушающие обязательные условия их исполнения. С требованием включить сведения об участниках закупок и исполнителях контрактов в реестр недобросовестных поставщиков в Амурское управление в 2015 году обратились 92 заявителя. В 53 случаях требования заказчиков были удовлетворены и сведения о недобросовестных поставщиках включены в реестр. Есть факты о неоднократном внесении в реестр сведений об одном и том же поставщике. Пример: крупный поставщик нефтепродуктов в Амурской области «Санго-плюс» в реестр был включён шесть раз. Что касается динамики, то количество заявлений по сравнению с 2014 годом увеличилось в 1,2 раза. По итогам рассмотрения 74 заявлений, поступивших в 2014 году, в реестр было внесено 17 сведений о нерадивых поставщиках. Повлиял ли на этот процесс кризис?.. Не исключено. 

– Злободневная тема для каждого из нас – цены на топливо. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев на пресс-конференции по итогам расширенного годового совещания заверил, что антимонопольная служба не допустит повышения роста цен более чем на 1 – 2%. В этой связи на уровне регионов какие действия будут или уже принимаются антимонопольными органами? – В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на топливных рынках нами осуществляется еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты. Данные по изменению розничных цен на нефтепродукты представляют два хозяйствующих субъекта: ООО «РН-Востокнефтепродукт» и АО «ННК-Амурнефтепродукт», занимающее в Амурской области доминирующее положение на рынке услуг розничной реализации нефтепродуктов. Кроме того, мы осуществляем постоянный контроль за исполнением «ННК-Амурнефтепродукт» предписания ФАС России, в соответствии с которым общество обязано в предварительном порядке уведомлять антимонопольный орган о повышении розничных цен на нефтепродукты в Амурской области более чем на 5 процентов в сравнении с ценами, действующими на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения. Анализ показывает, что «Амурнефтепродукт» соблюдает предписанные нормы, а причиной увеличения розничных цен является рост закупочных цен. Как было установлено, основным поставщиком нефтепродуктов для «ННК-Амурнефтепродукт» является ЗАО «Независимая нефтегазовая компания» (г. Москва). Для проведения проверки в отношении этой компании по обоснованности повышения оптовых цен на нефтепродукты в ФАС России направлены соответствующие материалы. 

– Одно из направлений деятельности – контроль за соблюдением рекламного законодательства. Много ли нарушений в этой области?

– В 2015 году Амурским УФАС России возбуждено порядка 16 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общая сумма штрафов составила более одного миллиона рублей. Одна треть от общего числа выявленных нарушений рекламного законодательства приходится на печатные издания. Это такие нарушения, как распространение рекламы медицинских услуг, на осуществление которых отсутствовала лицензия; отсутствие пометки «реклама», «на правах рекламы»; размещение в печатном издании, не являющемся специализированным для медицинских и фармацевтических работников, рекламы методов диагностики и лечения. Также выявлены нарушения рекламного законодательства в части распространения рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения, так называемых растяжек, баннеров. Не осталась без внимания и реклама, содержащая сведения, не соответствующие действительности, а также реклама, в которой отсутствует часть существенной информации. Стоит отметить, и это не может не радовать, что «рецидивных» правонарушений в этой сфере нами не зафиксировано. То есть дважды на одни и те же грабли рекламодатели не наступают.



banner_bot