Интервью

« Назад

Противодействие коррупции – один из приоритетов
  12.01.2017 02:06

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. С какими итогами работы к этой дате подошла прокуратура Амурской области – в нашем материале

Корреспондент предпринимательского вестника «Люди дела» взял интервью у начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Амурской области Дмитрия Неговоры.

- Дмитрий Сергеевич, каких результатов в борьбе с коррупцией удалось добиться в 2016 году?

– В результате принятия организационных и практических мер, проведения совместных мероприятий, обмена информацией о коррупционных проявлениях прокурорами за истекший период текущего года было выявлено свыше 4000 нарушений закона, содержащих коррупционную составляющую, в целях устранения которых внесено более 950 представлений, принесено около 400 протестов, в суд направлено более 70 исков. По актам прокурорского реагирования, свыше 800 лиц привлечены к установленной законом ответственности. На основании материалов прокурорских проверок следственными органами возбуждено 10 уголовных дел. Наиболее распространенными являются нарушения закона о противодействии коррупции, о муниципальной и государственной службе. Активно работали прокуроры по выявлению и пресечению конфликтов интересов на службе, когда исполнение должностных обязанностей чиновниками пересекаются с личной заинтересованностью. В текущем году органами прокуратуры области выявлен 21 факт указанной категории, в связи с чем внесено 6 представлений. За 11 месяцев 2016 года на территории области зарегистрировано свыше 80 преступлений коррупционной направленности, из зарегистрированных почти на 20% вырос удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, на 30% больше выявлено фактов взяточничества, средний размер взятки увеличился на 70% и составил более 220 тысяч рублей. Вместе с тем общая тенденция позволяет говорить о снижении количества выявленных общенадзорных нарушений, что свидетельствует о результативной профилактической работе, проводимой органами прокуратуры во взаимодействии с представителями гражданского сообщества.

- Какими нормативными правовыми актами установлена обязанность хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) принимать меры по предупреждению коррупции?

– Обязанность принимать меры по предупреждению коррупции возложена на организации частью 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Указанная обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации. В рассматриваемой норме речь идет о любых организациях (юридических лицах). Понятие юридического лица определено в пункте 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

При этом на индивидуальных предпринимателей действие статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ не распространяется.

- Какие меры по предупреждению коррупции могут (должны) приниматься хозяйствующими субъектами?

В части 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ перечислены меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации. Они могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

К антикоррупционным мероприятиям, которые могут быть реализованы в организации, можно отнести:

 разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

 разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;

 введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

 проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Данный перечень мероприятий не является исчерпывающим. Более подробно с примерным перечнем антикоррупционных мероприятий, которые могут быть реализованы в организации, можно ознакомиться в «Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», опубликованных на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.rosmintrud.ru/ministry/program–ms/gossluzhba/16/antikorr/5/0/Metodicheskie_rekomendatcii.doc).

- Каковы полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства?

– Полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства ничем не отличаются от общих полномочий, определенных ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

 по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

 требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

 вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом должностные лица указанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

- Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством РФ за несоблюдение хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства и требований прокурора?

– Согласно положениям статьи 14 Федерального закона № 273-ФЗ, в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Действующее законодательство предусматривает следующую ответственность для юридических лиц:

 статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением), влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа;

 статья 19.29 КоАП РФ устанавливает меры ответственности за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ.

Статья 19.29 КоАП РФ также предусматривает ответственность и для индивидуальных предпринимателей.

За несоблюдение требований прокурора ответственность предусмотрена статьей 17.7 КоАП РФ. За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, применение санкций предусмотрено как на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей), так и на юридических лиц.

Следует отметить, что несоблюдение организацией предусмотренной частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ обязанности принимать меры по предупреждению коррупции может повлечь внесение органами прокуратуры представления об устранении нарушений закона, неисполнение которого в свою очередь влечет применение ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ.

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ЗАКОН: Накажи себя сам

Безусловно, задача устранения коррупции стоит на сегодняшний день крайне остро. Но борьба с ее проявлениями не всегда обоснованна. Яркий тому пример – история Ольги Колесниковой, руководителя общества с ограниченной ответственностью.

Ольга Колесникова оказывает бухгалтерские услуги, работает сама на себя. Она и исполнитель, и руководитель ООО – все в одном лице. Казалось бы, такая форма ведения бизнеса должна избавить от многих бюрократических проблем. Как оказалось – не от всех.

– В июне этого года по электронной почте мне пришел запрос, в котором просили представить документы по антикоррупционной политике в прокуратуру. Следом такое же письмо пришло по обычной почте. Мы ответили, что на предприятии действует один сотрудник, он же является гендиректором и отвечает за всю финансово-хозяйственную часть, следовательно, смысла в разработке антикоррупционных мер просто нет.

Однако такое объяснение прокуратуру не удовлетворило, и Ольге направили еще одно письмо с требованием доработать пакет документов и, помимо этого, включить и оформить приказ о наказании ответственного за неисполнение антикоррупционного законодательства.

– Я позвонила исполнителю и объяснила, что веду деятельность одна, – о какой коррупции может идти речь? В ответ мне сказали: «Вы не единственная, пишите все как положено, если не отпишетесь – получите штраф». Еще в разговоре мне напомнили, что при невыполнении антикоррупционной политики я должна наказать ответственного – то есть, по сути, саму себя.

Чтобы избежать проблем, Ольге пришлось искать требуемые документы в интернете, перерабатывать их под себя. Собрался внушительный пакет документов: положение об антикоррупционной политике, план реализации антикоррупционных мероприятий, кодекс этики служебного поведения, положение о конфликте интересов, порядок уведомления о склонении к совершению коррупционных нарушений, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, который Ольга Валерьевна составила сама на себя, и другие бумаги.

– Получается, что нас просто обязывают писать отписки, тратить свое время на никому не нужную, неадекватную писанину, – считает Ольга.

Кстати

Борис Белобородов, председатель Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

– Конечно, законы надо исполнять. Однако формальное наличие «бумажки» вряд ли поможет чиновнику, предпринимателю или работнику прокуратуры предотвратить коррупцию. Без целенаправленной, скрупулезной работы – в том числе и с подрастающим поколением – с коррупцией справиться невозможно.

На заметку

– Основные мероприятия по противодействию коррупции закреплены в федеральном законе от 25.12.08 №273-ФЗ п.2 ст.13.3. Согласно нему в организации должен быть приказ о назначении ответственных лиц за профилактику коррупционных правонарушений, разработаны антикоррупционная политика предприятия, кодекс этики и служебного поведения, утверждены планы реализации антикоррупционных мероприятий и обучения работников, – перечисляет юрисконсульт «Бюро защиты прав предпринимателей» Анастасия СЕРЖАНОВА. – В случае возникновения сложностей вы всегда можете обратиться в «Бюро защиты прав предпринимателей» по адресу: ул. Амурская, 85, оф. 12, тел. 58-21-92.



banner_bot