Интервью

« Назад

Контролирующие органы под надзором прокуратуры
  06.12.2015 23:44

К сожалению, все еще нередко фиксируются нарушения прав предпринимателей контролирующими органами. О том, какие виды ответственности предусмотрены за подобные правонарушения и каким образом прокуратура Амурской области встает на защиту законных прав бизнесменов, нам рассказала Елена Шешукова, начальник отдела прокуратуры области по надзору за законностью правовых актов и за соблюдением прав предпринимателей, младший советник юстиции.  

– Елена Валерьевна, с какими нарушениями прав предпринимателей вам приходится чаще всего сталкиваться в своей практике?

– Наиболее распространенными являются нарушения прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольных мероприятий, такие как проведение внеплановой выездной проверки без согласования с прокурором, неиздание распоряжения (приказа) о проведении проверки, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения проверок, нарушение сроков проведения мероприятий по контролю и другие подобные нарушения.  

– Какие виды нарушений контролирующих органов выделяют при проведении проверок?

– Это проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушение сроков проведения проверки, отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставление акта о проведенной проверке, привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. Согласно статье 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за указанные выше нарушения закона должностные лица органов контроля несут административную ответственность в виде штрафа в сумме от 3000 до 5000 рублей.  

– Давайте перечислим законные основания для проведения проверок.

– Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), к ним относятся:

 истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

 поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, например, о фактах возникновения угрозы причинения вреда или непосредственном причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Причиной для проверок могут стать также сообщения о нарушениях прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) или приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Кроме того, для отдельных видов государственного (контроля) надзора, указанных в частях 4, 4.1, 4.2 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, отдельными федеральными законами могут устанавливаться другие основания для проведения внеплановых проверок. Например, статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для проведения государственным инспектором труда внеплановой проверки является поступление запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ.  

– Какие сроки должна составлять проверка?

– Сроки проведения проверки регламентированы статьей 13 Закона № 294-ФЗ и составляют для каждого вида проверки (документарная или выездная) не более 20 рабочих дней. Законом установлены исключения для субъектов малого бизнеса: общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, для микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Несоблюдение указанного требования Закона № 294-ФЗ также является основанием для привлечения должностного лица органа контроля к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ.

– Вы говорили об обязательном составлении акта. Как регламентирована процедура передачи акта?

– Обязанность по составлению акта проверки предусмотрена статьей 16 Закона № 294-ФЗ. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а в случае их отсутствия или в случае отказа проверяемого лица дать такую расписку акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.  

– К проверяемым объектам предъявляются достаточно жесткие требования. А есть ли какие-то требования к самим проверяющим?

– В соответствии с положениями статьи 14 Закона № 294-ФЗ к проведению проверки органом контроля могут быть привлечены эксперты, представители экспертных организаций. В случае, если они не имеют соответствующей аккредитации, привлечение их к проверке является нарушением закона и подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ.  

– Как часто проводятся плановые проверки?

– Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем один раз в три года, за исключением установленных законом случаев. Следует отметить, что в случаях, установленных соответствующим федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок. Причем проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, также является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей КоАП РФ. В соответствии со статьей 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Проекты данных планов рассматриваются органами прокуратуры на предмет законности включения в них проверок, и после устранения всех замечаний планы утверждаются руководителями контролирующих органов. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.  

– За какие нарушения контролирующие органы можно привлечь к максимальному наказанию?

– Вид административной ответственности в виде штрафа в сумме от 5000 до 10 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от шести месяцев до одного года за нарушение требований закона при проведении проверок установлены частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такую ответственность влечет повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи КоАП РФ, либо грубое нарушение требований законодательства, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа контроля или непредставлении акта о проведенной проверке.      

На заметку

Прокуратура области напоминает всем жителям Приамурья, что они могут в любое время с конкретными жалобами и обращениями на действия работников налоговых, лицензионных, правоохранительных и иных контролирующих органов, других государственных или муниципальных чиновников по воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности обратиться в прокуратуру любыми доступными для заявителя способами.

Почтовый адрес: 675005 г. Благовещенск, ул. Пионерская, 37. Тел.: +7 (4162) 77-50-00, факс: +7 (4162) 77-50-01. Горячая линия для приема обращений граждан (тел./факс): +7 (4162) 77-50-05. Электронная почта: prokuratura@tsl.ru

Кроме того, с жалобами и обращениями вышеуказанного характера граждане могут обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Амурской области Степановой Оксане Викторовне по телефону +7 (416) 259-61-23, по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135, каб.112. E-mail: amurobl@ombudsmanbiz.ru



banner_bot