Интервью

« Назад

Бизнес под защитой
  28.12.2015 06:14

Полномочия по определению законности проведения плановых проверок органами контроля возложены на прокуратуру в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Какая работа проводится в этом направлении, нам рассказал прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Марина Третьяк.  

– Какова компетенция управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе при формировании сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в соответствии с положениями названного закона осуществляет проверку проектов планов органов контроля окружного и межрегионального значения. При их рассмотрении дается оценка законности включения каждой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок. Так, в текущем году управление рассмотрело около 4,3 тысячи проверочных мероприятий, представленных на первом этапе органами государственного контроля (надзора) для включения в сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год. По результатам рассмотрения представленных проектов планов выявлены нарушения положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем отклонено более 390 проверок. Установлены факты включения в проекты планов мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность в 2005 – 2014 годах, а также проверки субъектов предпринимательства до истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. В связи с этим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Юрием Гулягиным руководителям восьми органов контроля, допустившим нарушения законодательства, внесены представления. За ненадлежащую работу по формированию плана виновные должностные лица привлечены к ответственности. Руководителям контролирующих органов внесены предложения о проведении совместных проверок, исключены незаконно включенные контрольные мероприятия. Работа по формированию сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год продолжается.  

– Какие особенности установлены для организации и проведения в 2016 году плановых проверок?

– С 14 июля 2015 года в Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесены изменения, которыми установлены особенности организации и проведения в 2016 – 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства.

Кроме того, законом предусмотрены исключения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При этом, если ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в него проверок в отношении таких лиц. При этом в ежегодном плане должна быть указана информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

Надо отметить, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что проверка включена в нарушение приведенных положений. Законом также предусмотрено, что должностные лица контролирующих органов в случае предоставления им проверяемыми лицами документов, подтверждающих их отнесение к субъектам малого предпринимательства, прекращают проведение плановой проверки, о чем составляют соответствующий акт.

Вместе с тем указанные выше нововведения не распространяются на отдельные виды госконтроля:
1) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
2) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
3) государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
4) федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
5) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
6) лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
7) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
8) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.

Таким образом, проведение плановой проверки с нарушением указанных положений является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность ее результатов.  

– Что делать предпринимателям, если их права нарушены органами контроля?

– В Федеральном законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены все действия органов контроля при осуществлении проверочных мероприятий, установлены виды проверок, определены основания и порядок их проведения, а также предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий.

Отсутствие уведомления о проверке, нарушение сроков и времени ее проведения, проведение проверки без распоряжения или приказа на проверку, изданного руководителем органа государственного контроля или его заместителем, непредставление акта проверяемому лицу по результатам проверки, а также проведение проверки, не включенной в план, будут являться грубыми нарушениями закона со стороны органов контроля.

Необходимо отметить, что результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами несоблюдения предпринимателем обязательных требований и могут быть отмены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании их заявления. Незаконные действия проводивших проверку лиц могут быть также обжалованы в органах прокуратуры.



banner_bot