Интервью

« Назад

Анастасия ВАЛЬДЕ: «Открывать бизнес в кризис – это доступно, реально и не так страшно, как кажется»
  11.05.2016 00:31

О семейном бизнесе, теории поколений и конкуренции в ресторанном деле мы поговорили с президентом Гильдии рестораторов Амурской области, индивидуальным предпринимателем, генеральным директором и молодой мамой Анастасией Вальде  

– Как вы пришли к тому, чтобы заняться предпринимательской деятельностью?

– Я окончила институт по специальности «финансы и кредит, банковское дело», куда поступила по совету мамы, так что изначально быть предпринимателем не хотела. После окончания вуза встал выбор: идти искать работу или оставаться в семейном бизнесе. Решили остановиться на втором варианте. Мы расстались с арендаторами здания, в котором сейчас находится мое кафе, и начали ремонт.

– Почему именно ресторанный бизнес?

– Это была мечта моего папы – построить ресторан для меня. Пришлось с нуля изучать этот бизнес: я пошла учиться в училище на официанта, затем в Московской бизнес-академии обучалась по специальности «ресторанное дело». Я посещала курсы по повышению квалификации в Санкт-Петербурге, периодически езжу на какие-то форумы. Параллельно с учебой восстанавливали здание. 24 декабря 2008 года мы забили последний гвоздь, а 25 декабря кафе "Старый город" открыло двери для первых гостей.

– Это был кризисный год. Каково было начинать в таких экономических условиях?

– Мы не ощутили кризиса, поскольку были новичками на рынке, и до сих пор я убеждена, что открывать бизнес в кризис – это доступно, реально и не так страшно, как кажется. Особенно если реструктуризировать свой бизнес в кризис, то с большой вероятностью будут положительные результаты, необходимо лишь поймать эту волну.

– Вам приходилось самой заниматься подбором персонала? Эти люди до сих пор с вами?

– Текучка происходит в основном среди обслуживающего персонала, а производственный персонал со мной с момента основания кафе. Наверное, это зависит от отношений в коллективе, нам удалось создать нужный микроклимат. Кстати, у меня очень много декретниц, за два года ушли в декретные отпуска шесть человек, в том числе я сама побывала в декрете.

– Вы сказали, что среди обслуживающего персонала все-таки наблюдается текучка кадров. Почему?

– Вообще, проблема с персоналом – одна из самых острых. Сказать, что не хотят работать…... Возможно. Скорее, не хотят развиваться, не видят для себя перспективы. Многое объясняет теория поколений. Согласно ей в руководстве находится старшее поколение, а «внизу» – молодежь. Соответственно, это разные ценности, разные приоритеты, и не каждый руководитель может донести до персонала его возможности. А ведь можно прийти посудницей и дорасти до руководителя – это реально! Но нет престижа профессии. Официант или посудница воспринимаются как человек «принеси-подай». Ситуация, конечно, постепенно меняется.

– Вы строгий руководитель?

– Нет, я просто стараюсь показать плюсы и минусы и прошу не совершать впредь какие-то ошибки. Если у меня плохое настроение, то я стараюсь не попадаться на глаза своему персоналу, успокаиваюсь и только потом решаю рабочие вопросы.

– Сейчас вы занимаете пост президента Гильдии рестораторов. Как вы пришли в эту организацию?

– Гильдия рестораторов существовала с 2000 года, пригласили меня туда в 2013 году. Сначала я была только как гость – не вступала в Гильдию, так как не видела желаемых результатов, я говорила, но меня не слышали. В период очередного спада я согласилась возглавить организацию, так как боялась, что она просто пропадет. Сейчас мы решаем общие задачи, связанные с развитием индустрии питания в нашей области, с поставщиками, делимся советами, обсуждаем проблемы, возникающие с персоналом, и так далее. На данный момент в нашей Гильдии участвует не так много предприятий, всего десять.

– Представители ресторанного бизнеса в Благовещенске дружат между собой?

– К сожалению, нет. Нет понимания, что, объединившись, мы добьемся большего. Мы пытаемся это донести, но в основном люди приходят именно с проблемами и посылом «помогайте нам, мы готовы».

– Острая проблема сейчас – «антиалкогольный закон». Вас коснулись эти изменения?

– Конечно! Представьте: вы в пятницу приходите после работы в ресторан, на часах восемь вечера. А в девять часов вам уже не продадут даже бутылку вина. На одном из совещаний мы предлагали разрешить продажу алкоголя в кафе и ресторанах до 23 часов, а продажу в жилых домах прекращать в 20 часов. Это, на мой взгляд, устроило бы всех.

– Есть ли у вас конкуренты?

– Большая проблема – засилие китайских кухонь. Отсутствие культуры питания и поведения. Для людей важно, чтобы визуально на столе было много еды. А если посмотреть по качеству, то в европейской кухне вы можете купить кусок мяса и наесться, а после ужина в китайской кухне придешь домой – и есть хочется. В период кризиса каждый хочет выжить и пытается взяться за все и сразу, не обращая внимания на качество.

– Вы молодая девушка – и уже руководитель. Вас всегда воспринимают серьезно?

– Бывает тяжело. Даже не столько из-за пола, сколько из-за возраста. На сегодняшний день я уже успела себя поставить, а когда мы только начинали набирать персонал на производство, было очень сложно. Тяжело было переломить какие-то стереотипы, накопившийся опыт, поставить кухню так, как нужно мне. Приходилось прошибать эту стену, морально было очень тяжело.

– Вы возглавили семейный бизнес. А хотите, чтобы и ваш сын перенял эту эстафетную палочку?

– Нет, я не буду настаивать. Свое дело нужно любить. Не будешь любить, вкладывать душу – не получишь хорошего результата.

– О чем вы мечтаете?

– Об отпуске (смеется). Морально все-равно не отдыхаешь, постоянно на телефоне, и даже если я не нахожусь на работе, это не значит, что я не работаю. Все равно постоянно думаю, как сделать лучше.



banner_bot