Смена приоритетов

« Назад


12.01.2017 02:34

В то время как число выезжающих за границу амурчан заметно снизилось, ​поток иностранных туристов в Амурскую область, наоборот, вырос. В подавляющем большинстве это граждане соседнего Китая, которые открыли для себя прелести шопинга по-русски благодаря произошедшим скачкам в курсах валют

По данным Федеральной таможенной службы, жители Поднебесной массово заказывают в России шоколад, икру и другие виды продуктов. Китайские компании стали заключать больше контрактов на поставку крупных партий отечественных товаров, основная масса которых естественным образом идет от дальневосточных изготовителей. Только с января по сентябрь текущего года компании Китая закупили у России продуктов питания на 1,13 миллиарда долларов. Это на 22% больше по сравнению с прошлым годом. 

Что покупают? 

Наплыв китайцев амурчане заметили еще перед прошлым Новым годом: тогда жители Поднебесной скупали если не все, то очень многое: верхнюю одежду, обувь, косметику, продукты и ювелирные изделия. По словам маркетолога крупного торгового центра Благовещенска Виктории Ланкиной, даже визуально – без всяких счетчиков – видно, что потоки покупателей из Китая увеличились как минимум в три раза: 

– В большинстве своем их привлекают продукты питания российского производства, они любят шоколад, зефир и другие сладости нашей кондитерской фабрики. Им нравятся крупные отделы мультибрендовой косметики – дело в том, что бренды, которые существуют по всему миру, китайцам теперь выгоднее покупать у нас. 

Почему покупают?  

Среди популярных русских товаров особенное место занял российский мёд. Китайские туристы – основные посетители благовещенских магазинов с мёдом. 

– Из всех сортов китайцы выбирают липовый, хотя у нас есть много местного архаринского мёда. Иностранцы покупают мёд в сотах, прополис, пчелиный воск и всё это везут к себе. Они доверяют народной медицине, поэтому им можно предлагать сиропы, настойки, гриб чага и мази на медовой основе, – рассказывает руководитель магазина товаров пчелопроизводства Сергей Калько. По его словам, только за год благодаря оптовой и розничной торговле с Хэйхэ прибыль выросла в несколько раз. Теперь компания планирует выйти на рынок в Харбине. 

Популярность российской сельхозпродукции можно объяснить низкой ценой, но это лишь половина успеха. Как говорит советник губернатора Амурской области по внешнеэкономическим связям, туризму и предпринимательству Игорь Горевой, стандарты ГОСТ и требования к пищевым продуктам в России выше, чем в Китае, поэтому у жителей Поднебесной сложилось мнение, что российское сельское хозяйство очень экологичное.  

По данным Дальневосточного таможенного управления, экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья только за последний год вырос на 700%.

Начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин объясняет, что такие проценты получились за счёт экспорта кукурузы и сои. Цена последней увеличилась на 60% и достигла 25 рублей за килограмм. По словам главы крестьянско-фермерского хозяйства «Амурец» Леонида Казакова, цены на сою будут расти и дальше.

– Мы позитивно смотрим на ситуацию и не торопимся продавать свой урожай. Подождем, чтобы заработать больше. Год предстоит непростой, – добавляет Казаков.  

– Действительно, мука, конфеты, мёд продаются, но по сравнению с бобовыми и зерновыми – это мизер, – говорит начальник таможни Сорокин. – Основная часть мелких китайских предпринимателей работают c продуктами питания, ювелирными изделиями и парфюмерией. 

Изменили направление 

Как рассказывает управляющий одной из сетей баров Благовещенска, проведя работу с крупными туристическими фирмами, на таможне и даже в Китае, руководство добилось того, что туристы-китайцы едят теперь и у них тоже. 

– Наплыв туристов в наши заведения начался с тех пор, как упал рубль. С мая по август у нас очень горячий сезон. Еще немного перепадает на сентябрь, потом затишье до следующей весны. Китайцы очень любят наш борщ, рыбу, хлеб, пьют пиво. Иногда бывает так, что в тургруппе попадаются вегетарианцы. Конечно, нас предупреждают об этом, и мы подстраиваемся, – рассказывает управляющий Антон. 

Увеличение спроса на верхнюю одежду и обувь заметили продавцы и руководители небольших торговых точек.  

– Чаще ходят, смотрят. Спрашивают, покупают. Обычно, конечно, есть весь размерный ряд, но первой уходит обувь маленького размера – 36, 37, – рассказывают продавцы торговых отделов на «Амурской ярмарке». 

Наплыв китайских туристов укрепил и пивной бизнес.

– Наши соседи большими партиями покупают пиво в пластиковых бутылках. И если, например, наши крупные торговые точки закупают пиво в пластике и стекле меньше, чем в кегах на разлив (берут его обычно вдогонку, просто чтобы было для ассортимента), то китайские магазины берут крупными партиями. Я бы даже сказал – очень крупными, – рассказывает торговый агент Александр Попов. 

Ювелирные изделия – еще одни из популярнейших покупок китайцев.  Они предпочитают золото, иногда янтарь и натуральные камни, – рассказывают в ювелирном магазине. – Если некоторое время назад украшение стоимостью 3500 рублей в пересчёте на китайскую валюту стоило около 700 юаней, то сейчас за эти деньги можно купить два таких украшения. А на сдачу – несколько килограммов местного шоколада, который китайцы просто обожают. 

– Причём если кто-то один из группы купил, к примеру, браслет или цепочку, то и всем остальным срочно нужны такие же – у них очень развито чувство подражания, – добавляют продавцы ювелирного отдела. 

 Подтверждает тенденцию и Татьяна Жук, директор одной из ювелирных компаний Благовещенска:

– Ни для кого не секрет, что покупателей-китайцев стало больше. Я не буду говорить о росте выручки, но не нужно быть экспертом, чтобы это понимать. Ведь любой человек, когда он уезжает в отпуск, тратит деньги. Так же и тут. Бизнес, конечно, пришлось в какой-то мере подстроить под покупателя, но чтобы переделать полностью – об этом речь не идет.

Действительно, дополнительные способы для привлечения иностранных покупателей местные предприниматели применяют неохотно.

– Крупным торговым фирмам неоднократно предлагались такие элементарные вещи, как, например, продублировать таблички с указателями на китайском языке, чтобы заграничным гражданам было проще ориентироваться в товарах, как это в свое время сделали в Хэйхэ. Предлагалось и на ценниках писать информацию на китайском языке. Например, обозначать какую-то конкретную категорию товаров, которая пользуется спросом. Компании и на это не пошли. Кстати, в том же Хэйхэ продавцы худо-бедно, но все же разговаривают по-русски. У нас такого нет вообще. Предлагали проводить базовые курсы для персонала – выучить простые слова приветствия, прощания, стандартные вопросы для персонала на китайском языке. На это опять же никто не согласился, – рассказывает Николай Кухаренко, начальник управления международного образования и сотрудничества БГПУ, директор филиала Института Конфуция. 

По мнению Николая Кухаренко, амурский гостиничный бизнес и вовсе не готов к наплыву китайцев.  

– Есть много вариантов, с помощью которых можно было бы увеличить прибыль, вкладываемую с китайской стороны. Например, я часто слышал от приезжающих китайцев о том, что в Благовещенске не хватает казино. А ведь бизнесмены, да и просто приезжающие туристы, могли бы оставлять в нем деньги. Другие приграничные страны на этом довольно давно и эффективно зарабатывают, тот же Вьетнам, Мьянма. Если кто-то переживает, что другой слой населения мог бы разориться в этом казино, – можно сделать его за чертой города. Или развивать рекреационную зону опять же для туристов: туристические базы с баней, шашлыком, блинами. И вообще, нужно менять менталитет. Те же охранники и кассиры в крупных магазинах, когда покупатель-китаец идет не туда, начинают повышать на него голос. Как будто от громкости голоса он поймет, что нужно сделать. В целом вести себя нужно по-другому. Туристы-китайцы в нашем городе могут рассчитывать только на гида. А я считаю, что гид должен быть русским. Русские должны рассказывать об истории, о том же Муравьеве-Амурском.

Судя по всему, взаимовыгодное китайско-российское сотрудничество в этой сфере можно считать эффективным. Согласно данным Центра международной торговли Москвы, Китай, обогнав Турцию, стал лидером по объему поставляемого из России продовольствия.

Несмотря на позитивное влияние и вклад китайских туристов в денежный оборот, практически ни одна из крупных и ведущих торговых фирм в городе не изменила направления в бизнесе, чтобы подстроиться под китайских покупателей.

 


banner_bot