Красный свет торговым сетям?

« Назад


12.01.2017 02:09

Как защитить местный бизнес при вхождении на территорию области межрегиональных торговых сетей – этот вопрос обсудили на конференции, организованной амурским региональным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и уполномоченным по защите прав предпринимателей области

Возможные изменения в федеральном законе № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» совместно рассмотрели представители амурской власти и бизнеса. По мнению большинства, действующий закон работает в интересах крупных торговых сетей. Соседство с межрегиональными сетевиками представляет опасность даже для местных торговых сетей, а уж для малого бизнеса оно часто становится приговором.

Закон без механизмов

– Для местного предпринимательства не имеет значения, какая иногородняя сеть преобладает в торговом пространстве. Все федеральные сети для российского предпринимателя – это единый субъект, – считает уполномоченный по защите прав предпринимателей Амурской области Оксана СТЕПАНОВА. – Поэтому необходимо поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вынесен и представлен в Госдуму депутатом Вячеславом Тетекиным.

На сегодня порог предела развития одной торговой сети в торговом пространстве города, региона устанавливается в размере не более 25% для одного бренда от объема реализованных продовольственных товаров в денежном выражении. Суммарная же доля всех иногородних брендов может составлять до 80% и более.

Основное положение данного законопроекта ограничивает предел порога для торговых сетей в рамках одного муниципального образования до 10%, а в рамках субъекта – до 50%. Однако, каким образом можно контролировать эти показатели, остается большим вопросом: данные об объеме реализованных товаров в УФАС в обязательном порядке не предоставляются. А объем крупноформатной торговли тем временем стремительно растет.

– Основная тенденция рынка – вхождение торговых сетей с высоким уровнем предоставляемых товаров и услуг, – отмечает исполняющая обязанности министра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Екатерина КИРЕЕВА. – В последние годы появились крупные супермаркеты, а также развиваются региональные торговые сети. Во второй половине 2015 года на территорию области зашла межрегиональная торговая сеть «Светофор». В настоящее время эта торговая сеть зарегистрирована на территории области – она является налогоплательщиком в консолидированный бюджет области, и в ее рамках функционируют сейчас семь объектов. Хочу также отметить, что 25% индивидуальных предпринимателей имеют торговые сети, которые включают в себя от двух до пяти торговых объектов. В то же время доля сетевых компаний в общем объеме розничного оборота по итогам десяти месяцев этого года составляет не более 16,5%. Я считаю, что развитие различных форматов торговых объектов положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение спроса покупателей и развитие конкурентной среды в регионе.

На сегодняшний день сеть предприятий розничной торговли Амурской области насчитывает 7000 объектов, из которых 5,8 тысячи являются стационарными, а 1,2 тысячи относятся к мелкорозничной торговле. Инфраструктура объектов торговли в процентном соотношении выглядит следующим образом: 28% – продажа продовольственных товаров, 45% – продажа непродовольственных товаров и 27% – продажа товаров смешанного ассортимента. Говоря о месте малого бизнеса в этой системе, необходимо отметить, что если в 2005 году оборот розничной торговли составлял 51%, то сейчас эта цифра выросла до 74%.

Между тем уже сейчас Амурская область перенасыщена торговыми площадями. Прирост торговых площадей за 2012 год составил 20 тысяч кв. м, и сегодня на тысячу жителей области приходится 808 кв. м торговой площади – показатель выше норматива в 1,9 раза. Но не все так однозначно. Если в крупных городах объектов торговли хватает, то для предпринимателей из небольших муниципалитетов вхождение торговых сетей будет равнозначно закрытию.

– У нас девять тысяч человек населения, и если туда войдет межрегиональная торговая сеть, то нас просто растопчут, – заявил Иван ТРАЧ, председатель совета предпринимателей Октябрьского района. – Денег у предпринимателей практически нет, мы и так выживаем. В результате весь малый бизнес уйдет, пострадают люди. Деревню нужно поднимать, а ее топят.

– Полтора года назад в Прогресс зашла одна из торговых сетей, после этого в течение года было закрыто пять близлежащих объектов розничной торговли, сокращено около 50 рабочих мест, – соглашается Татьяна ЛЫСЕНКО, председатель совета предпринимателей поселка Прогресс.

Главное – качество

Между тем представители госструктур отметили, что торговые сети более скрупулёзно относятся к соблюдению норм законодательства, чем представители малого бизнеса.

– Главный индикатор, который свидетельствует о неблагополучии в том или ином секторе потребительского рынка, – жалобы потребителей. И если количество плановых проверок за последние пять лет сократилось на 42%, то количество жалоб возросло в 2,4 раза! Причем 90% нарушений подтверждаются. За 9 месяцев истекшего года поступило 1072 обращения на нарушения прав потребителя. Анализ показал, что 36% из них касаются розничной торговли и 70% из этого числа – субъекты малого предпринимательства. Мы считаем, что потребитель должен получать безопасную, качественную продукцию, каким образом она будет реализована – через мелкую или крупную сеть, 
– неважно, – считает руководитель управления Роспотребнадзора по Амурской области Ольга КУРГАНОВА.

За 2015 год и истекший период 2016 года торговые сети не привлекались к административной ответственности и УФАС по Амурской области.

– Основная часть нарушений в действиях торговых сетей была зафиксирована в 2010-2011 годах, в настоящее время существенных нарушений в их работе нет. Для юридических лиц штрафы за нарушение антимонопольных правил и требований в соответствии со статьями 14.40 – 14.42 Коап РФ достигают 5 млн рублей, – отмечает начальник отдела антимонопольного законодательства и контроля госорганов Амурского управления Федеральной антимонопольной службы Константин ФИРСТОВ. – В Амурской области большинство торговых сетей относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, что в соответствии с частью 1 статьи 26.1 закона 294-ФЗ «О проверках» фактически исключает проведение в отношении них плановых проверок на предмет выявления признаков нарушения закона о торговле с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Вместе с тем закон 264-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о защите конкуренции» дополнен статьей 1 частью 4.1 закона «О торговле», согласно которой антимонопольные требования не распространяются на поставщиков продовольственных товаров и торговые сети, выручка которых не превышает 400 млн рублей за последний календарный год.

Чаще всего с вопросом вхождения крупных торговых сетей сталкивается администрация Благовещенска.

– На сегодня нет оснований им отказывать, так как они регистрируются в налоговой, уведомляют Роспотребнадзор и после этого осуществляют свою деятельность. Единственный рычаг – антимонопольная служба, которая должна отслеживать долю товарооборота на потребительском рынке в 25%. Но прежде необходимо проработать механизм, который позволит расчитать это значение: должны работать вместе и органы статистики, и налоговая, и антимонопольная службы, – уверена руководитель управления развития потребительского рынка и услуг благовещенской администрации Ольга ЗДУНКЕВИЧ. – Минпромторгом в этом году были увеличены нормативы торговой площади, и с учетом перерасчета обеспеченность торговыми площадями составила 1,95%. При этом обращений от потребителей в адрес торговых сетей гораздо меньше. В торговых сетях лучше соблюдаются санитарные правила, контроль за качеством товара, ассортимента и другие действующие нормы.

В поисках компромисса

В связи с тем, что механизмы учета товарооборота торговых сетей на сегодняшний день не проработаны, закон можно считать неработающим. Альтернативные варианты контроля за их деятельностью попробовали разработать на совещании.

– Так сложилось, что у нас уже есть четыре региональных сетевика, и есть опасения, что их в свою очередь могут задушить приходящие более крупные сети, – высказал опасения коммерческий директор информационно-публицистического издания «Дальний Восток» Владимир ИВАНОВ. – Причем если наши сетевики торгуют в основном товарами, произведенными в Амурской области, возможно, следует ограничивать крупные сети не в денежном эквиваленте от общего товарооборота, а от реализации местной продукции. То есть зашедший сетевик должен продавать определенный процент местной продукции. Этим мы поддержим местного производителя.

– Может быть, регулировать сферу торговли стоит с точки зрения населения? Ведь просчитать численность населения – элементарно, а вычислить прибыль можно только через год работы торговой сети, когда уже все мелкие предприниматели будут вынуждены закрыться, – вынесла предложение Екатерина МУРАШОВА, председатель совета предпринимателей при главе Бурейского района. – Через год-два результаты могут быть неутешительные: пока мы считаем поступления в областной бюджет, местный бюджет останется без копейки, так как предприниматели, действующие по вмененной системе, закроются, а налог от них – единственное пополнение бюджета.

Высказывают свои опасения и представители местных торговых сетей.

– С одной из крупных межрегиональных сетей, которая должна была начать работу уже в декабре, часть наших предпринимателей уже заключили договоры, не соответствующие закону. Наш договор, например, намного проще, гибче и лояльнее к предпринимателям, соответственно, мы окажемся не в равных условиях с этой большой сетью. Что нам остается? Подписывать такие же договоры? – недоумевает представитель торговой сети Евгения. – Для малого предпринимательства развитие сетей – опасная ситуация, но и мы находимся в этой же конкурентной обстановке, и сейчас, когда в регион входят представители таких крупных сетей, мы тоже чувствуем себя малым предпринимателем, который находится в опасности.

Об итогах встречи с представителем крупной торговой сети рассказал советник губернатора Амурской области по вопросам внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Игорь ГОРЕВОЙ:

– До этого круглого стола события развивались в форме некоей фобии. Представитель крупной региональной сети уже зашел в Благовещенск, Белогорск, Прогресс, Зею, Райчихинск. Еще четыре магазина у них в планах через год. 18 декабря мы встречались с представителем этой торговой сети и попросили его в добровольном порядке раз в квартал представлять отчетность по их доле. Кроме того, нас интересует налоговая отдача от одного квадратного метра. Мы предъявили средний показатель и подчеркнули, что у торговой сети он должен быть не меньше. Налоги эта сеть будет платить Амурской области. Думаю, что для вновь входящих сетей нужно возобновить практику организации площадок, на которых два министерства – торговли и сельского хозяйства – приглашали торговые сети и крупные магазины для того, чтобы наладить взаимодействие. Вообще, конкуренция разных сегментов бизнеса касается не только торговли, это законы капитализма. И разнообразие розничной торговли обусловлено особенностями нашего рынка, который до сих пор был неинтересен крупным сетям. Сегодня, когда в стране кризис и «крупные ягоды» на западе собраны, макроэкономическая ситуация толкает федеральные и межрегиональные сети искать «мелкие ягоды», в том числе Амурскую область. Это понятно и объяснимо.

Складывается тревожная ситуация: нельзя предсказать момент, когда в область войдет сетевик. То есть предприниматель может закрыться в любой момент.

– Если у нашего предпринимателя заключены договоры с местными производителями, то пришедший сетевик будет делать это далеко не всегда, так как у него есть продукция, которая везется с запада и она намного дешевле, – прокомментировала Оксана Степанова. – В дальнейшем планируется направить нашу резолюцию в Правительство РФ и в дальнейшем озвучивать принятые предложения, в том числе и это, на совещании уполномоченного при президенте. Это очень важный момент в законе, потому что при сложившейся ситуации сети могут зайти в любой момент и в любой субъект, а выявить нарушения и доказать процент их оборота практически невозможно.

Резолюция

Участники конференции внесли предложения по внесению изменений в действующее законодательство, регулирующее деятельность торговых сетей:

1. Снизить порог предела развития одной торговой сети для одного муниципального образования до 10%, поддержав законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»», внесенный депутатом Государственной Думы В.Н. Тетекиным на рассмотрение депутатов Государственной Думы.

2. Разработать и закрепить в законе либо ином нормативном правовом акте методику расчета процентной доли на рынке той или иной торговой сети, порядок применения санкций к нарушителям, в том числе порядок компенсации другим хозяйствующим субъектам в случае нарушения порога предела развития торговой сети.

3. Закрепить в законе запрет на вхождение торговых сетей на рынок муниципального района, города в случае, если численность населения такого муниципального образования не превышает 15 тысяч человек.

4. Установить минимальной размер доли продукции, закупаемой торговой сетью у местных производителей (поставщиков).

 


banner_bot