ККТ-онлайн: достижение прогресса или нагрузка на бизнес?

« Назад


12.01.2017 02:17

15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон № 54-ФЗ, который обязывает предпринимателей использовать технику нового образца, способную передавать информацию в налоговый орган через интернет. Мнения о новом законе, который с нового года будет обязательным, чиновники и предприниматели обсудили за круглым столом

Основные изменения вступят в силу с 1 января 2017 года – с этого времени все расчеты с покупателями будут отправляться в налоговые органы через оператора фискальных данных. Однако переход к массовому применению так называемых онлайн ККТ будет поэтапным.

К чему готовиться

– 22 сентября 2016 года правительством Амурской области принято постановление № 415 «Об утверждении перечня отдаленных или труднодоступных местностей на территории Амурской области», в которых организации или ИП, осуществляющие расчеты, вправе не применять ККТ при условии выдачи клиенту по его требованию документа, подтверждающего факт расчета, – рассказывает ведущий консультант службы торговли и общественного питания министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Людмила РЕЦ. – В данный перечень у нас включено 532 населенных пункта, что составляет 88,4% от общего количества населенных пунктов, расположенных в районах области. Все эти перечни были согласованы с советами предпринимателей.

Основными целями реформы ККТ представители власти назвали контроль выручки и цен социально значимых товаров, оптимизацию временных затрат налогоплательщиков и налоговых органов, а также отметили, что это еще один механизм защиты интересов и прав потребителей.

Обязанность передачи через оператора фискальных данных для вновь регистрируемой ККТ вступит в силу с 1 февраля 2017 года, полная отмена старого порядка произойдет с 1 июля 2017 года, обязанность применения ККТ с передачей данных через оператора фискальных данных для ЕНВД, патентной системы и вендинга вступит в силу с 1 июля 2018 года, обязанность передачи наименования товара для находящихся на специальных налоговых режимах – с 1 февраля 2021 года.

При этом ККТ не применяется и документ не выдается в следующих случаях:

– при осуществлении видов деятельности и оказании услуг, которые отражены в пункте 2 статьи 2 Закона 54-ФЗ;

– кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов;

– при расчетах с использованием электронных средств платежа без его предъявления между организациями и ИП.

ККТ не применяется, но документ выдается:

– по требованию покупателя в отдаленных и труднодоступных местностях, за исключением городов, районных центров, поселков городского типа.

ККТ применяется с ограничениями:

– в отдаленных от сетей связи местностях ККТ применяется в режиме без передачи фискальных документов. При расчетах с использованием электронных средств платежа в сети Интернет чек или бланк строгой отчетности не печатается, а направляется покупателю по его желанию в электронной форме.

– Срок действия ключа составит не менее 36 месяцев для тех, кто оказывает услуги для налогоплательщиков: УСН, сельхозналог, НВД, ПСН. Остальные группы будут использовать ключ сроком не менее 13 месяцев. Исключения составляют: сезонный и временный характер работ, одновременное применение специальных налоговых режимов с общей системой налогообложения, применение контрольно-кассовой техники, не осуществлющей передачу фискальных документов, – подвела итог главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС России по Амурской области Галина БЫСТРОВА.

Подсчет расходов

Какие затраты лягут на индивидуальных предпринимателей после введения новых правил, проанализировала генеральный директор ООО «Эксперт» Ольга КОЛЕСНИКОВА:

– Если посмотреть на средний доход предпринимателей, он составляет менее 300 тысяч рублей в год. По статистике Пенсионного фонда, это доход подавляющего большинства. Теперь убираем из этих 300 тысяч 
23 400 рублей фиксированных платежей на страховую часть, 4590 рублей – оплата фиксированных платежей в ФОМС с 2017 года, расходы по кассе – от 43 200 рублей. В итоге получается, что доход предпринимателя без учета оплаты налогов в УФНС и материальных расходов составляет 228 810 рублей. Поделив эту сумму на 12 месяцев, получаем ежемесячный доход около 19 тысяч рублей. А если отнять налог и арендную плату, оплату электроэнергии, то сумма будет гораздо меньше!

В новом чеке будут указываться 24 реквизита вместо семи, как было раньше. При этом штрафы за нарушения нового закона немаленькие.

– Закон выглядит «мягким и пушистым» только на бумажке! Штрафы за неправильную работу на ККМ: на компанию – до 30 тысяч, на директора – от 25 до 50 тысяч. При повторном нарушении директору грозит дисквалификация от года до двух, компании – приостановление деятельности на 90 дней. Если время на чеке отличается от фактического на пять минут, то директору штраф от 1,5 до 3 тысяч, на компанию – от 5 до 10 тысяч рублей. Возникает вопрос: какая цель у этих нововведений – собирать штрафные санкции? – спрашивает Ольга Колесникова.

Между тем, хотя касса нового образца в техническом плане и стала более современной, на сегодняшний день она является не более чем фискальным инструментом. У кассы отсутствуют такие функции как z-отчет, x-отчет, нет секционности.

– До июля эта ситуация должна исправиться, у 1С идет работа, и после соответствующего обновления программа будет поддерживаться новыми ККТ, – предполагает руководитель ассоциации обслуживания ККТ Игорь СИДОРИК. – Второй путь решения этой проблемы: сегодня большинство фискальных регистраторов от двух фирм – «Штрих» или «Атол». Эти компании выпускают не только ККТ, но и адаптированные программные продукты. Кроме того, есть такое понятие, как рабочее место кассира, то есть буфер между 1С и ККТ, обойдется в порядка 5–6 тысяч.

Но, помимо сложностей с формулировкой закона, предприниматели рискуют столкнуться с не меньшей проблемой – банальной нехваткой техники. Примерная мощность завода – изготовителя ККТ нового образца 50 тысяч экземпляров в месяц. Тем временем всего по России нужно будет выдать в реализацию более 700 тысяч таких аппаратов. Учитывая текущие сроки введения закона, справиться с этой задачей производителям будет нереально. Поэтому одним из предложений была отсрочка вступления закона в силу, чтобы насытить рынок этими аппаратами.

При этом можно если не избежать затрат на новое оборудование, то существенно их сократить. Существует процедура доработки, цена на которую начинается от 300 рублей, что, разумеется, значительно дешевле, чем покупка новой кассы.

– У предпринимателей есть два пути: модернизация старой ККТ или приобретение новой, – акцентирует внимание начальник отдела по развитию ККТ ООО «Фартов» Татьяна Евгеньевна КАНЕВА. – Сейчас необходимо обратиться в свой ЦТО и задать вопрос относительно своего аппарата. У ЦТО уже есть списки техники, которая подлежит и не подлежит модернизации. Те же, у кого стоит система автоматизации и установлено программное обеспечение, должны будут подготовить к изменениям не только кассу, но и программное обеспечение. Стоимость ККТ производителя «Атол», которая поддерживает связь с операторами фискальных данных, составляет от 14 тысяч (кнопочная касса) до 31 тысячи (фискальные регистраторы). Стоимость программной модернизации будет зависеть от даты выпуска кассового аппарата. Для аппаратов, выпущенных после 15.07.2016 года, она будет условно бесплатной – заплатить придётся только за оформление документов 150 – 200 рублей. Для аппаратов, выпущенных с 1 января 2016 года до 15 июля 2016 года, цена составит 3000 рублей. Для аппаратов, выпущенных до 2016 года, сумма будет уже 5000 рублей. Для аппаратов со старыми платами придется делать программно-аппаратную модернизацию с заменой основной платы – стоимость составляет 7000 рублей. Коммуникативные модули для обеспечения связи можно будет подключить за 1000–2000 рублей.

Передача данных с ККТ будет осуществляться четырьмя способами:

 Фискальный регистратор подключается к компьютеру.

 Изернет – фискальный регистратор подключается к роутеру.

 Wi-Fi.

 Сотовый телефон.

При отсутствии связи ККТ хранит в себе данные в течение 30 дней. После этого она блокируется и не дает провести операции, пока данные не будут переданы оператору фискальных данных.

Предприниматели против

Присутствующие на мероприятии предприниматели единогласно сошлись во мнении, что Федеральный закон 54-ФЗ в существующей формулировке не нужен ни бизнес-сообществу, ни конечным потребителям товаров и услуг.

– Разговоры о том, что эти нововведения уменьшат наши затраты, – абсурд! – считает председатель совета предпринимателей города Зеи Галина ГЛОТОВА. – Затраты увеличиваются в разы. Опять же возникает вопрос: почему сроки фискального накопителя ограничены 36 месяцами, а не до заполнения памяти, ведь это моя собственность?! Кроме того, можно просмотреть и признаки коррупционной составляющей: программа, которая обеспечивала работу с товарами с штрихкодированием, стоила 19 тысяч, а через три месяца она стоит уже 28 тысяч. У меня лежит примерно десять исправных касс общей стоимостью 150 тысяч рублей, которые государство вынудило меня приобрести. Что теперь с ними делать?

С тем, что принятие этого закона, которое проходило без обсуждения с регионами, – очень большая нагрузка на бизнес, согласилась и начальник управления развития потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Ольга ЗДУНКЕВИЧ. Она предложила выйти с законодательной инициативой применять обязательное использование онлайн-ККТ только при реализации предметов роскоши: автомобили, ювелирные изделия, меховые товары начиная от какой-то фиксированной суммы.

Председатель комитета по предпринимательству Заксобрания Амурской области Ольга ПЕТАЙЧУК призналась, что, наблюдая за происходящими реформами, она решила отложить вопрос открытия собственного дела.

– В деревнях люди жалуются в первую очередь на то, что у них нет магазинов, и я считаю, что введение закона нужно откладывать, потому что магазины просто закроются.

Предложения по изменению закона, озвученные в ходе круглого стола, были включены в резолюцию, которую направят в Законодательное Собрание Амурской области и в Государственную Думу Российской Федерации.

А пока хотелось бы вспомнить опыт Пенсионного фонда, когда в 2013 году была введена двойная оплата по фиксированным платежам: с 17 тысяч она поднялась до 35 тысяч рублей. Огромная часть предпринимателей тогда приняли решение закрыть бизнес и до сих пор официально не работают. Не получится ли снова, что стремление государства такими методами вывести бизнес из тени приведет к прямо противоположному эффекту?

Принятая резолюция

Участники круглого стола считают вышеуказанные нормы обременительными для малого бизнеса, особенно для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, и предложили предпринять следующие меры:

 Острочить вступление в силу новых норм закона, предполагающих применение ККТ в режиме онлайн, на один год.

 Внести в действующее законодательство изменения и дополнения об освобождении плательщиков ЕНВД и патентной системы налогообложения от применения ККТ.

 Расширить перечень видов деятельности, которые освобождаются от применения ККТ.

 Производителям оборудования обеспечить техническую возможность использования сменных комплектующих для ККТ (ЭКЛЗ, фискальных накопителей и т. п.) в течение не менее 5 лет до замены.

 Предусмотреть возможность возмещения затрат субъектам малого предпринимательства по переходу на ККТ в режиме онлайн.

 Увеличить срок использования фискального накопителя с 36 месяцев до 5 лет.

 Рассмотреть возможность применения системы ККТ-онлайн только при реализации предметов роскоши.

 

Справка

Модернизации подлежат модели компании «Атол»:

– FPrint – 11ПТК

– FPrint – 22ПТК

– FPrint – 55 ПТК

– FPrint – 77 ПТК

– кнопочная касса Атол 90 АК

– FPrint Pay – 01 ПТК

– FPrint – 5200К

Не подлежит модернизации ККТ:

– FPrint – 02К

– FPrint – 03К

– FPrint – 88К

– Феликс RK

– Феликс 02K

– Феликс 3СК

 

Мнение

Председатель Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Борис Белобородов:

– В принципе в этом ничего плохого нет. Если ты ведёшь бизнес честно, то тебе и нечего бояться. С точки зрения потребителя это ничего не несёт вообще. Он как раньше при покупке получал чек, так и сейчас будет. Единственное – у него появилась возможность получить чек по электронной почте. Ну, наверное, это удобно. Но всем ли это надо? А вот с точки зрения государства это удобно. Упрощается и актуализируется контроль за кассовыми операциями. Но дело в том, что в это оборудование придётся вложиться, потратить личные средства. Причём в худшем случае – до 100 тысяч рублей на одно рабочее место. Это стоимость замены оборудования, стоимость программного обеспечения, электронная подпись, заключение договора с оператором фискальных данных, который будет через Интернет эти сведения получать, и так далее. Кроме того, появилась ещё одна интересная тенденция. Налоговая служба ведёт реестр контрольно-кассовой техники, которая разрешена к применению. Так вот, из неё стали массово исключаться общеупотребительные модели и вводиться новые, которые могут работать в режиме онлайн. И у многих участников рынка возникает подозрение, что отдаётся предпочтение двум-трём маркам (они очень быстро появляются в реестре), их замена стоит достаточно больших денег. А вот те производители, которые предлагают технику за меньшую сумму (тоже с режимом выхода в Интернет), почему-то в реестр попадают медленно – не через дни, а через месяцы.

Что мы предлагаем? Мы предлагаем следующее: если государство решило, что это нужно, пусть возьмёт на себя затраты. Тогда никто не будет против.

Справка

Оператор фискальных данных – коммерческая организация, юридическое лицо, получившие от УФНС разрешение на получение, обработку и хранение фискальных данных.

Фискальный накопитель – шифровальное средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе. Формирует фискальный признак – подписывает чек, обеспечивает запись фискальных данных в некорректированном виде, связывается с оператором фискальных данных и передает ему подписанные чеки, получает квитанции от оператора о получении чека, обеспечивает энергонезависимое долговременное хранение.

Реестр операторов фискальных данных – размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Иные функции ФНС» – «Реестр и проверка контрагентов» – «Реестр операторов фискальных данных».

ВАЖНО!

В стоимость модернизации ККТ не входит стоимость фискального накопителя, которым заменяется блок ЭКЛЗ.


banner_bot